Мы пойдем каким путем? В Минэкономразвития обсудили проект Стратегии пространственного развития
20 января в Суздале чиновники Министерства экономического развития обсудили проект Стратегии пространственного развития РФ до 2030 года, подготовленный МЭР. Документ определяет приоритетные в этом смысле территории — Дальний Восток, Северный Кавказ, Калининградская область, Республика Крым и города Севастополь, а также Арктическая зона РФ.
Проект Стратегии пространственного развития РФ был разработан во исполнение 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». К его появлению было много предпосылок, как внешних, так и внутренних. К последним можно отнести отсутствие стабильного роста численности населения, его старение, сокращение доли экономически активной молодежи. Ситуацию усугубляют концентрация экономически активной части населения в агломерациях страны, а также различия в социально-экономическом развитии российских регионов.
Самый активно-развивающийся на сегодняшний день – Центральный федеральный округ. Численность населения в нем с 1990 года к 2014 году выросла с 25,7% (от общего числа населения в стране) до 26,6%. Валовый региональный продукт с 24,6% в 1990 году вырос до 35,3% в 2014 году, – приводят цифры «Известия». А вот самый неблагополучный регион – это Дальний Восток. Численность населения там снизилась с 5,4% до 4,2%, валовый региональный продукт — с 6,1% до 5,5%. Кроме того, неуклонно сокращается число небольших населенных пунктов и деревень.
Авторы документа говорят о необходимости «развития городских агломераций и их систем как центров ускоренного экономического роста», «совершенствовании системы расселения», «развития сети территориально-производственных кластеров, ориентированных на высокотехнологичные производства».
В числе основных задач стратегии называется создание конкурентно-способных макрорегионов, реализующих долгосрочные проекты межрегионального сотрудничества, обеспечивающие синергию специализированных с точки зрения экономики регионов.
В рамках стратегии предлагаются три сценария пространственного роста. Первый предполагает пролонгацию сложившийся модели пространственного развития – то есть, по сути, дальней концентрацию населения в центре страны и в наиболее благополучных регионах и городах, рост поляризации между растущими и депрессивными регионами. В свою очередь, сценарий конкурентного роста предполагает формирование регионов-лидеров и крупных агломераций, связанных развитой системой транспортных коммуникаций.
Третий сценарий диверсифицированного пространственного роста исходит из предположений, что каждый регион уникален с точки зрения не только его экономики, но и человеческого потенциала, экологии, культуры. Сценарий предполагает, что пространственное развитие определяется ростом, основанным на внутренних источниках для каждого региона, а также на эффективном взаимодействии между ними.
Что касается мнения авторитетных экспертов, тодиректор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич считает, что документ обсуждать его преждевременно.
— Макрорегионы тащат из концепции в концепцию. Для чего это нужно? Эта идея появилась в середине нулевых. Но у нас есть федеральные округа. А поднятые на флаг агломерации? Что это? Почему их 22? Ну, так захотели. Я хочу подчеркнуть, что бумаги на жизнь не влияют. Денег нет — раз. Инструменты, которые используются, большого эффекта не дают — два. В рамках вертикали — а это главное в нашей политической системе — добиться того, чтобы регионы сами хотели что-то делать, не так-то просто. Проще ходить в Минфин и деньги просить, — цитируют экономиста «Известия». Также эксперт отмечает, что сценарии не просчитаны, не проработаны и не прикреплены к остальной части стратегии. Впрочем, по мнению Зубаревич, это «нормально для полуфабриката». Вторая претензия — у нее очень слабый расселенческий раздел, который что происходит в расселении, с городами.
Гендиректор «Урбаники» Антон Финогенов тоже не считает целесообразным укрупнение регионов.
— Макрорегионы — это тема, которая требует серьезного обсуждения. Я пока отношусь к ней скептически. У нас есть федеральные округа и есть определенные вопросы по эффективности их функционирования. Потому что они имеют, например, административный функционал, но бюджетного функционала они не имеют. Поэтому говорить, что федеральные округа максимально широко используются, не приходится. Исходя из этого возникает вопрос. А зачем, не используя максимально широко управленческий потенциал федеральных округов в планировании развития, создавать еще какой-то дополнительный уровень, помимо федеральных округов? Этот вопрос явно межведомственный, его нужно обсуждать не только внутри Министерства экономики. Он фундаментальный, и мы только в начале пути по его обсуждению, — говорит Финогенов.
—
На наш взгляд, крайне важно создать стратегию сбалансированного развития российских регионов и ответственный туризм является объединяющим форматом, который позволяет вовлечь в процесс разные министерства и ведомства, бизнес, образовательные и культурные учреждения с целью созданий комфортного и удобного для жизни пространства. Территории наполняются уникальным смыслом, а туризм становится клеем, который склеивает, объединяет, запускает созидательные процессы, а также напоминает об ответственности всех участников процесса развития территорий. Таким образом, СОТ обязан стать частью Стратегии пространственного развития РФ, так как помогает связать разные субъекты.
#сот #ответственныйтуризм #путешествуяпомогай